Представленный на фото костюм изготовлен благодаря труду высококвалифицированных специалистов-реставраторов, в числе которых известная жителям района археолог Эмма Усманова. Общими усилиями – начиная от раскопа, детального исследования, обсуждения, выявления и заканчивая реконструированием – спасены и воссозданы уникальные предметы одежды золотоордынской женщины, раскрыты тайны мастерства ткачей, определена этническая принадлежность хозяйки халатов, что позволило углубить знания о быте и культуре монголов конца XIII – начала XIV века.
Так, экспонат из фондов музея включает в себя несколько деталей. Первая деталь – незаметная с первого взгляда – это тяжелый нижний халат, изготовленный из парчи насыщенного фиолетового цвета. Халат имеет несколько завязок, однако, расширенный к низу и имеющий свободный крой, не стесняет движений.
Поверх него еще один халат, выполняющий функцию верхней одежды. Он изготовлен из легкой ткани золотистого цвета, не имеет воротника, лишь оторочен тесьмой по краю. Полы широкие, свободные. Запахивается халат на левую сторону и на уровне груди затягивается с помощь завязки. Рукава широкие, свободные, скроенные вместе со спинкою.
Головной убор – бокка – изготовлен из красной шелковой материи. Плотно облетая голову, на лоб он спускается широким полукруглым фестоном, а сзади, разрезанный от верхушки надвое, в виде узкой косынки, идет до конца лопаток. По разрезу шапочка стягивается на голове целым рядом шелковых ленточек, завязанных в бантики. Спереди под подбородком бокка затягивается на широкие ленты. По бокам спускается ниже плеч «ушками», волнообразно обрезанными по направлению к спинке.
Завершает стилизацию головного убора «сапожок», у основания к макушке крепко привязанный широкими лентами. Внутри он полый, снаружи обклеен тканью. Как раз таки в этот пустотелый стержень улу-хатунь – женщина знатного происхождения – укладывала свои волосы, заплетенные в маленькие тугие косички и собранные в высокий хвост.
Добавим, реконструированное одеяние является образом женского костюма Золотой Орды XIII-XIV веков.
Добавить комментарий