Уважаемые посетители к празднованию Наурыз мейрамы! Сотрудники историко-краеведческого музея имени Б. Майлина организовали для Вас комплекс фотографий из фонда учреждения, момент празднования Наурыз, на центральной площади села Тарановское (ныне Әйет), периода 1991 года, а также небольшую историю появления праздника. Согласно различным историческим летописям, Наурыз — один из самых древних праздников на Земле. Он отмечается уже более пяти тысяч лет как праздник весны и обновления природы. В Казахстане празднование Наурыза было под запретом с 1926 года, тогда его считали религиозным. Возобновлено празднование было только с 1988 года. Однако официальное признание Наурыз получил лишь 15 марта 1991 года, когда указом Президента Казахской ССР «О народном празднике весны» 22 марта был объявлен днем весеннего равноденствия, праздничным днем — «Наурыз мейрамы». С 2001 года он стал государственным праздником, а с 2009 года празднуется три дня — с 21 по 23 марта. Этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обходят его стороной. Иначе Наурыз называют «Улыстын улы куни», что в переводе означает «Великий день народа». Название праздника «Наурыз» состоит из двух древнеиранских слов «ноу» (новый) и «роуз» (день). В древности верили, что накануне праздника по земле ходит счастье, поэтому ночь накануне Наурыза называли ночью счастья, то есть Наурыз это день прихода на землю добра, света, когда расцветают цветы, начинают петь птицы, степь покрывается сочной зеленой травой, начинают течь ручьи, на Землю спускается Новый год. Наурыз был днем, когда на земле устанавливается добро. Несмотря на то, что у кочевых народов праздник Наурыз символизирует завершение зимовки и подготовку к летнему сезону, из-за погодных особенностей этот день порой встречали со снегом. В Наурыз всегда готовилось очень много еды, которая являлась символом изобилия в будущем году. Праздничный дастархан в этот день состоял из семи предметов, каждый из которых имел символическое значение. В больших глиняных горшках взбивалось много масла. Кроме традиционного наурыз коже, изготавливаемого из семи ингредиентов (мясо, соль, жир, лук, пшеница, курт, иримшик), к празднику настаивали специальный семидневный кумыс. Праздничный дастархан накрывался в каждом жилище. До и после трапезы мулла читал молитвы в честь предков. Затем старший по возрасту давал благословение (бата) на то, чтобы год был благополучным. Также в этот день устраивались традиционные игры и айтысы. Молодежь собиралась у качелей — алтыбакан. Праздник Наурыз всегда сопровождался массовым весельем.
Добавить комментарий