В год юбилея — просветителя, учёного-лингвиста, литературоведа, тюрколога, поэта и переводчика, общественного деятеля и политического публициста, члена партии Алаш — Ахмета Байтурсынова историко-краеведческий музей имени Б. Майлина знакомит с автобиографическими данными выдающейся личностью, биографии которого можно дать заголовок «Борьба против невежества и несправедливости». Он попал под каток репрессий в конце тридцатых годов XX века. В этом году ему исполняется 150-лет со дня его рождения.
Биография видного общественного деятеля Казахстана, выдающегося лингвиста и литературоведа началась в крестьянской семье в Тургайском уезде (Тосынская волость) в 1872 году. Первоначальное образование мальчик получил в родном ауле у мулл. Затем в 1886 году поступил в Тургайское училище, а после его окончания в 1891-м пошел учиться в учительскую семинарию просветителя Ибрая Алтынсарина в Оренбурге. Сразу после окончания семинарии в 1895 году Ахмет Байтурсынов стал работать учителем. Преподавал в Актюбинске, в Кустанайском и Каркаралинском уездах.
Учительская деятельность в Кустанайском уезде стала судьбоносной для Байтурсынова. В то время он проживал у местного лесника, где познакомился с его дочерью — красавицей Александрой. Молодые люди полюбили друг друга и вскоре решили пожениться. После заключения брака девушка взяла имя Бадрисафа Мухаметсадыковна Байтурсынова. Еще год после свадьбы молодожены жили в Кустанае. Затем семья переехала в Омск, а позже в Каркаралинск, где Байтурсыновы жили до 1909 года. Свои дети у пары так и не родились, но они воспитали 3-х приемных.
В 1905 году А. Байтурсынов начал активную политическую деятельность, вошел в число авторов «Каркаралинской петиции», в которой наряду с другими требованиями декларировались такие запросы: не экспроприировать земли у казахского народа; учредить народные земства; остановить поток переселенцев. Спустя два года полиция впервые арестовала великого казахского просветителя за критику царского аппарата, а еще через два года он вторично попадает в заключение и проводит в семипалатинской тюрьме восемь месяцев. С приходом советской власти А. Байтурсынов вступает в ряды партии большевиков и продолжает в ее рядах отстаивать права собственного народа. В 1929 году его арестовывают уже соратники по партии. Казахский ученый и просветитель сидит в кызылординской тюрьме, а затем до 1934-го живет на поселении в Архангельской области. Но на воле он проводит не более трех лет: в 1937 году его вновь арестовывают, приговаривают к смерти как врага советского народа. Выдающийся казах был реабилитирован спустя 51 год после расстрела.
Классовую несправедливость Ахмет Байтұрсынов увидел еще в детстве. Когда мальчику было 13 лет, он стал свидетелем жестокого погрома аула полицейскими, возглавляемыми полковником Яковлевым. Байтурсын Шошак-улы (отец Ахмета) и трое его старших сыновей не смогли стерпеть унижения — они избили жестокого полковника, за что были сосланы в Сибирь на долгих 15 лет. Это трагическое событие навсегда запечатлелось в памяти будущего просветителя.
Политическая и общественная деятельность Байтурсынова начиналась так: Петиция, составленная Байтурсыновым вместе с соратниками в 1905-м, в которой царскому правительству выдвигались требования по признанию прав и свобод казахского народа, обернулась для него восьмимесячным тюремным заточением. Затем последовала ссылка в Оренбург. В этот период Байтурсынов познакомился с единомышленниками: его соратниками стали Алихан Букейханов и Мыржакып Дулатов.
Вместе они организовали издание газеты «Казах» (1913‒1918), в которой освещали политические вопросы, а также занимались просвещением. Октябрьская революция, как казалось нашему герою, открывала перед казахами невиданные возможности: они могли стать хозяевами на собственной земле; выстроить собственное свободное государство, основанное на принципах социального равенства; развивать свою культуру и язык; строить собственную экономику. Эти идеи подвигли Байтурсынова и группу казахских активистов к созданию национальной партии «Алаш», а также к провозглашению казахского государства Алаш-Орды (1917). В 1920 году эта государственное образование переходит под контроль Советского Союза и ликвидируется новой властью. Родоначальники автономии были амнистированы, но уже через 10 лет в живых из них остались единицы.
До того времени Ахмет был принят в партию. Казалось, что ему ничего не грозит. Он обращался с письменными предложениями к Ленину, занимал руководящие должности в административных органах. Однако такой статус Байтурсынова, как и многих национально сознательных интеллигентов того времени, не спас от маховика репрессий: Обвинение в распространении антисоветских идей, в подготовке вооруженного переворота в КазССР оборачивается для ученого арестом и смертным приговором. В камере смертников великий казахский просветитель провел три года. Затем смертный приговор заменили 10 годами тюрьмы, а годом позже власти отправили Байтурсынова в ссылку. По ходатайству Екатерины Пешковой — супруги Максима Горького — в 1934 году казахского общественного деятеля выпустили на свободу. После возвращения из ссылки семья Байтурсынова возвращается на родину и селится в Алма-Ате. В 1937 году он попал под второй виток политических преследований: в начале зимы казахского политика и ученого казнили.
В Казахстане (в Костанае и Шымкенте) установлены памятники Байтурсынову, в Алматы открыт музей, его именем назвали улицы и государственный университет в Костанае. Ахмет Байтурсынов как общественный деятель и ученый был рожден волной национального возрождения начала ХХ века. Его имя, как и имена Ибрая Алтынсарина, Жамбыла Жабаева и Абая Кунанбаева, внесено в летопись национальной истории. Его отличала сильная любовь к народу, смелость и воля, которые предопределили его путь — путь борца.
Добавить комментарий