Жарияланды: 01.03.2022

0

1 марта, в день рождения нашего именитого земляка, сотрудники историко-краеведческого музея имени Б. Майлина организовали час истории в формате онлайн «Ученый, просветитель Елдес Омаров». В рамках данного мероприятия предлагаем Вам подробнее ознакомиться с биографией активного общественного деятеля.

Елдес Омаров родился в ауле Кожай (аул №13) Дамбарской волости Кустанайского уезда Тургайской области (ныне территория близ бывшего агроконцерна им. Белинского района Беимбета Майлина).

В дате его рождения имеются разночтения: по собственноручным записям – 29 февраля, по другим документам – 1 марта 1892 года. Скорее всего, расхождение вызвано тем, что тот год был високосным.

Рос Елдес Омаров в небогатой семье. Ее глава – Омар – по рассказам старожилов, в баях не числился, но владел скотом и просторными пастбищами по берегам Тобола. Отец Омар Тиесов по тем временам был человеком образованным, владел татарским, арабским, персидскими языками. У него было четверо детей: три сына и дочь. Двум сыновьям, среди которых и Елдес Омаров, он сумел дать достойное образование.

Тем не менее, судьба Елдеса и Искандера сложилась трагично – в разное время они подверглись репрессиям, а младший Абдеш умер от болезней в 1948 году. И лишь дочь Марияш дожила до преклонного возраста и рассказала своим детям о семье Омаровых, чтобы они сохранили память об их роде.

После расстрела Елдеса его отец Омар стал глубоковерующим. Он читал не только Коран – во время войны знакомил аульных жителей с газетными публикациями, фронтовыми сводками. Его современники рассказывали, что аксакал скончался на сенокосе во время совершения намаза.

Свое первоначальное образование Елдес Омаров получил по наказанию отца у аульного муллы. Знания, полученные в этот период, сам он при жизни считал фундаментальными и говорил, что без них не смог бы дальше учиться. Позднее он стал постигать азы наук в начальной русско-казахской школе в селе Новоильиновка. Далее, по совету отца, поступил в русско-казахскую школу города Кустанай. К этому времени в близлежащих городах открывались организованные Ибраем Алтынсариным учительские семинарии, где готовили будущих педагогов. И с 1907 по 1911 год Елдес Омаров учился в одной из них в городе Оренбург.

Окончив учительскую школу с отличием, будущий лингвист получил должность педагога в киргизской начальной школе. По распределению пошел работать учителем в аул Добай Комекской волости Кустанайского уезда, где трудился вплоть до 1914 года.

По воспоминаниям старожилов, в первые годы установления Советской власти в с. Новоильиновка была построена школа на личные средства Елдеса Омарова. Он в ней и сам преподавал, использовал лично разработанный букварь, а также пособия по математике, геометрии, казахскому языку. Многие его ученики в последующем стали учителями, агрономами, ветврачами и всегда с теплотой рассказывали о первом учителе, который привил им не только любовь к знаниям и наукам, но и трудолюбие.

В 1917 году Елдеса Омарова утвердили членом комиссии по подготовке учебников. В частности, ему было поручено подготовить учебник казахского языка для будущих медицинских работников.

Стоит также отметить, что Елдес Омаров стал автором многих других учебников по математике, алгебре, физике, тригонометрии и геометрии. Он их переводил с русского, немецкого языков, перерабатывал, адаптировал к требованиям местного населения, создавал учебные пособия самостоятельно, используя наработанный педагогический опыт. Многие термины в его редакции красиво звучат на казахском, например: геометрия – пишиндеме, теорема – туиин, трапеция – костабани и т.д.

Часть трудов ученый писал на русском языке. Среди них: «Ученая деятельность Ахмета Байтурсынова», «Упражнения по синтаксису», «О сочетании звуков казахского языка», «Новые правила о казахском шрифте» и другие. В начальных школах он использовал свой букварь, в котором были широко представлены народные изречения, пословицы и поговорки, ораторские выступления баев. Этот букварь так и остался неизданным.

В этот же период он служил в канцелярии местного суда, был одним из активных авторов газеты «Қазақ», которая издавалась в Оренбурге.

В годы гражданской войны Елдес Омаров – председатель кустанайского отделения и комиссар партии «Алаш» по Кустанайскому уезду. С начала 20-х годов он трудился в школьном отделе Оренбургского комиссариата народного образования, одновременно являясь сотрудником краевого академического центра. А позже стал преподавать в Казахском институте народного просвещения.

В 1926-1929 годах работал в Ташкентском педагогическом институте, а также на факультете востоковедения Среднеазиатского государственного университета.

В тот 1926 году  Елдес Омаров выступил в Баку на первом съезде тюркологов. Как лингвист, он поднял вопрос о том, что казахская письменность должна опираться на арабскую вязь, доказывая это конкретными примерами. Но его посыл не был воспринят должным образом.

Тем не менее, высокую оценку деятельности Елдеса Омарова дал поэт Сакен Сейфуллин в своих мемуарах: «Пожалуй, многие считают, что он не менее образован и эрудирован, чем Ахмет Байтурсынов».  Алихан Бокейханов в своем письме А. Байтурсынову характеризовал Елдеса Омарова как «знатока казахской словесности».

Сам же Елдес Омаров был одним из первых, кто написал отзыв о научных трудах Мухтара Ауэзова, где, в частности, отметил: «История литературы М.О. Ауэзова» представляет собою первый опыт систематизации и научного анализа образцов устного народного творчества казахского народа не только на казахском языке. Автор в этой книге разбирает образцы народной поэзии, классифицируя их по жанрам, причем им охвачены также и периоды индивидуального творчества, вплоть до Абая, то есть до начала новой казахской литературы».

Как известно, в 1927 году у Мухтара Ауэзова родился сын, которому дали имя Елдес в честь лучшего друга Елдеса Омарова. Добавим, что также в честь известного лингвиста своего сына назвал и Марат Шуакаев – потомок Омарова, который посвятил ему свой исследовательский труд.

Активно участвуя в общественной жизни местного населения, он выступал организатором новых поселений казахских и русских крестьян. Земляки вспоминали, что в период страшнейшего голода в Казахстане в 1920-22 годах он активно помогал голодающим в Тургае. Именно благодаря его вмешательству из семипалатинских степей сюда был пригнан табун лошадей, который спас не одну семью.

В 1934 году Елдес Омаров трудился в КазГУ в должности доцента кафедры языков. О нем и его деятельности имеются архивные документы в фонде КазГУ за 1934-1937-е годы, а также материалы в «Хрестоматии по новейшей истории Казахстана», в многотомном издании «Алаш козгалысы» и трудах ученых, посвященных лидерам алашского движения.

Елдес Омаров трудился на кафедре языков вместе с Телжаном Шонановым. После того, как был арестован Шонанов, он имел неосторожность высказать свое мнение по этому поводу в студенческой аудитории. 13 октября 1937 года было проведено заседание кафедры языков, заведовал которой директор КазГУ Ф.Т. Оликов. В Протоколе заседания кафедры отмечено, что слушали «…заявление студента 2 курса биофака о недопустимой защите врага народа Шонанова преподавателем Омаровым». Были выслушаны мнения членов кафедры, декана биофака, заведующего кафедрой. Коллектив решил, что «Омаров пытался убеждать студентов в том, что бывший преподаватель – разоблачённый враг народа Шонанов – ни в чем не повинен, что он, Омаров, сомневается в предъявлении Шонанову обвинения во вредительстве». Заседание кафедры установило, что этим поведением Омаров пропагандировал среди группы студентов недоверие к следственным органам НКВД, открыто защищая разоблаченного контрреволюционера. «Такое поведение не может быть совместимо с пребыванием Омарова преподавателем КазГУ», – отмечено в протоколе заседания. В тот же день вышел приказ К2159 по КазГУ. Он гласил: «Снять с работы КазГУ Омарова с сего же числа, т.е. 13.10.с.г., как открытого защитника контрреволюционера Шонанова». Приказ подписан директором КазГУ Ф.Т.Оликовым.

После издания приказа семью Омарова выселили из общежития университета 13 октября. И уже 22 ноября органы НКВД арестовали Елдеса. Коллегия ОГПУ сначала осудила его по 58-й статье (параграфы 10 и 11) на десять лет лагерей. Но позже дело пересмотрели, и та же коллегия вынесла ему смертный приговор через расстрел. Этот приговор, правда, спустя время отменили, заменив на первоначальную ссылку. В первые годы после московской Бутырки Елдес Омаров находился вместе с соратниками среди лесов Карелии. В июле 1933-го был освобожден досрочно, но ненадолго. 1 декабря 1937 года заседанием тройки УНКВД Алматинской области был осужден снова. На этот раз приказ о расстреле ему не заменили…

После первой ссылки близкие друзья советовали ему иммигрировать в Китай, чтобы обезопасить себя и спасти семью от возможного преследования. Но Елдес отвечал так: «Лучше на Родине быть прахом, чем на чужбине падишахом». Защитить жену-немку и сына он решил иначе, подав на развод. Сыну Кенесары, названному так в честь великого хана, поменяли имя, и он стал Генрихом Берте (по девичьей фамилии матери Эльзы Адамовны). Их судьба доподлинно неизвестна, последние сведения о единственном прямом потомке Елдеса Омарова заключаются в том, что он был участником Великой Отечественной войны, летчиком, который бомбардировал фашистов с воздуха.

Реабилитировали Елдеса Омарова лишь в 1989 году по ходатайству сестры Марияш и ее детей. После реабилитации стало известно, что нет никаких противозаконных действий в отношении государства и народа, а, наоборот, Елдес Омаров служил верой и правдой и всю жизнь положил на исследование и развитие родного языка и работал, чтобы принести пользу каждому, кто нуждался в его советах.

После второго ареста личное имущество Елдеса Омарова было изъято. Среди всего прочего – 72 книги. О чем они? Какие мысли поверял Елдес Омаров бумаге? О чем он мечтал? Доподлинно известно одно – как активный член партии «Алаш» он выступал за реализацию идеи объединения казахского общества не по классовому принципу, а на основе общенационального единства. Его мечта воплощена в жизнь сейчас, спустя 130 лет со дня его рождения – сегодня казахстанцы живут под единым мирным небом, реализуя уникальную модель казахстанского миролюбия и дружбы без оглядки на национальность, вероисповедание, личные взгляды на жизнь и материальное благосостояние. Его негласный завет, который он оставил будущим поколениям в своих трудах, воплотился. Это ли не главное?..

Поделиться материалом

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Visitors

Online visitors – 20709
Users – 6
Guests – 20703
Total visitors – 0